"Родительский день"
1 октября 2015 года состоялась видеоконференция "Родительский день". На вопросы связанные с выбором профессии получили ответы родители обучающихся и представители родительских комитетов ГБОУ СОШ № 7, СОШ № 1 и гимназии г. Похвистнево. На видеосвязи с родителями были руководитель управления развития кадровых ресурсов министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области А. Дорофеев, заместитель директора ЦПО Самарской области С. Елькина, руководитель Центра планирования карьеры Т. Четверикова, консультант министерства образования и науки Самарской области Е. Тюлякова и методист Центра планирования карьеры И. Матвейченко.
Трансляцию видеоконференции можно посмотреть в записи
Родителей ребенка не надо
убеждать, какое ответственное дело – выбор профессии. Родителей это волнует, и
понятно, ведь от правильного выбора профессии не только зависит рабочая часть
жизни человека, она определяет, без преувеличения, счастье человека.
Именно поэтому родители неизбежно
включаются в процесс профессионального самоопределения ребенка – советуют,
настаивают, отговаривают, ссорятся с ребенком – словом действуют. Насколько же
эффективно? К сожалению, даже самая искренняя забота может навредить ребенку.
Необходимо знать, как проявить заботу и внимание, чтобы помочь ребенку в выборе
профессии.
У этой проблемы есть еще один
аспект: многие родители перестают быть объективными, когда речь идет об их
ребенке. И часто дело вовсе не в том, что каждый отец или мать считают своего
ребенка самым лучшим. Иногда родители недооценивают своих детей. Они
предъявляют к нему более строгие критерии оценки, которым подчас нелегко
соответствовать.
Очень часто родители оценивают
своего ребенка «по себе»: много читающую мать раздражает, что ее ребенок мало
интересуется книгами, а очень умелого отца, о котором говорят «мастер на все
руки», расстраивает его «неумеха сын (хотя у мальчика наблюдаются отчетливые
лингвистические способности). Задача предлагаемого текста состоит в том, чтобы
рассказать, что нужно делать, чтобы ребенку не навредить (задача минимум) и
хоть как-то помочь (задача минимум) в тот период, когда он выбирает для себя
будущую профессию.
Ниже приведены советы, которые
покажутся кому-то спорными, а кому-то очевидными, но опыт показывает, что их
надо проговаривать снова и снова. Не так важно, каким правилам вы будете
следовать, а важно, чтобы вы серьезно думали над ними. (Правда, правила второе, пятое и седьмое так
важны, что лучше их не игнорировать).
Правило
первое. Дайте своему ребенку право на примеривание к профессии. Еще до
того, как вашему ребенку придется решать вопрос о выборе профессии, начинается
подготовка к этому выбору. Уже с 4-5 класса (а иногда и раньше) ребенок ищет
себя в разной деятельности. Е.А. Климов, выдающийся российский психолог,
называл это «примериванием» себя к будущей основной своей деятельности, к
будущей профессии. Надо вполне спокойно и вполне позитивно относиться к тому,
что ребенок меняет увлечения. Пусть будет, если ребенок хочет, именно так, как
написано в популярном стишке: «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота
…». Только договоритесь с ребенком: пусть он меняет увлечения, как захочет,
однако должно быть контрольное время пребывания в одном кружке – скажем, месяца
три, пока он не убедится, что это не его.
Правило
второе. Разделите себя и своего ребенка. Это
правило означает, что ваши планы и мечты – это только ваши планы и мечты. Ваш
ребенок – отдельная личность и имеет право на свою жизнь и даже на свои
собственные ошибки. Он должен свое самое главное решение (по крайней мере на
данном этапе) принять самостоятельно. Дело даже не только в том, что
вероятность совершить ошибку у вас даже выше, чем у самого ребенка, ведь
профессию выбирают, прежде всего, ориентируясь на собственные интересы. Очень
важно, чтобы ребенок понимал, что это будет его собственное решение, что
ответственность лежит на нем. Если это будет ошибка, то это его ошибка, а не
ваша.
Понятно, что для большинства
родителей это невероятно трудно. Как же снять элемент давления? Дальше мы
предлагаем свои советы, не особенно мудреные, но, как показывает опыт, для
многих трудновыполнимые. Все же попробуйте.
1.
Научитесь
слушать и сопереживать. Для многих людей слушать значительно труднее, чем
говорить, но ваша задача – именно слушать. Очень часто, когда подросток
рассказывает, он дополнительно
анализирует ситуацию, вырабатывает к ней свое отношение. Так что в вашем
слушании много пользы для подростка. Иногда помогает метод физических действий
(прямо по Станиславскому). Держите себя за руки, например, чтобы начать
говорить только тогда, когда вы чувствуете, что ребенок выговорился и ему
теперь важно выслушать ваше мнение.
2.
Постарайтесь
понять чувства ребенка и реагировать именно на них.
3.
Реагируйте
не столько на слова ребенка, сколько на его чувства (иногда слова и чувства
расходятся), думайте, какая эмоция стоит за словами, и реагируйте на эту
эмоцию, но только осторожно и тактично.
4.
Старайтесь
высказывать свое мнение по поводу выбора подростка только тогда, когда он прямо
просит об этом.
5.
Все
время помните, что ваши советы могут иметь обратный эффект: или ребенок
поступит с точностью до наоборот (он же еще подросток), или же подчинится
вашему настоятельному совету, но в случае неудачного выбора будет винить именно
вас. Чтобы было легче, попробуйте представить себя в роли не родителя, а друга
вашего подростка, который не может давить на него хотя бы потому, что он друг,
и он сам этого очень не любит. Очень трудно, но если захотеть, то возможно.
Словом дайте вашему подростку возможность принять самостоятельное решение.
Правило третье. Помогите своему ребенку в
процессе выбора профессии. Не давить на него, не навязывать ему свое
собственное мнение – это, безусловно, необходимо, но помогать ребенку в этом
сложном процессе тоже нужно. Что для этого де6лать?
Помогите
ему найти информацию по профессиональному выбору: сайты в Интернете, книги,
публикации в СМИ.
Если
можете, познакомьте с людьми, которые являются специалистами в той профессии,
которая заинтересовала вашего подростка.
Пройдите
с ним профориентационное консультирование. Посоветуйтесь со знакомыми, которые
разбираются в этой теме, со школьным психологом, с классным руководителем.
Самое главное, о чем уже говорилось вначале: обсуждайте с подростком все
обстоятельства его профессионального выбора, стараясь не давить на него и не
отнимать у него право на собственное решение.
Правило четвертое. Поддержите своего ребенка в
процессе его выбора. Поддерживать своего ребенка нужно на всех этапах процесса
профессионального самоопределения. Если вы чувствуете, что он хочет выбрать
сложную профессию, что она ему нравится, но он считает, что не дотягивает до
нее, не усиливайте его сомнения, не говорите ему, что он не справится, что ему
будет невыносимо трудно. Просто скажите, что ему придется развить свою волю,
так как профессия этого требует, или развить память, чтобы выучить иностранный
язык, если это нужно для профессии.
Основная
формула: «У тебя получится, если очень захочешь и очень постараешься». Человек
действительно , многое может, если очень захочет. В этом возрасте (да,
собственно, и в любом) человек может меняться, если это ему нужно для какой-то
важной цели.
Правило пятое. Дайте своему ребенку право на
ошибку. От ошибок не застрахован никто. Даже при максимально серьезном
отношении к выбору будущей профессии процесс профессионального самоопределения
может быть довольно извилистым: сначала сюда, потом туда, потом еще куда-то …
Правило
шестое. Не смотрите на принятие решения о будущей профессии как на нечто
фатальное. Жизнь меняется, и на дворе уже третье тысячелетие, и сейчас
считается, что профессию полезно иногда менять, даже если ты вполне успешен, и
что это способствует творчеству, интеллектуальному и физическому здоровью.
Итоговое правило. Бойтесь вымученной беспомощности.
Наверное, можно предложить родителям еще много правил. Самое главное – надо
помнить, что выбор профессии – первый серьезный самостоятельный выбор подростка.
В этой связи не стоит забывать о феномене так называемой «выученной
беспомощности». Если ребенок, подросток понимает, что за него все решается. Что
от него ничего не зависит, т о он становится беспомощным даже в тех случаях,
когда он наверняка может изменить ситуацию. Он выучивается быть беспомощным.
Так вот. Профессиональное самоопределение вашего подростка – первый из
нескольких критических случаев, когда решается вопрос о том, станет ли он
подобен щепке в социальном океане или будет хозяином своей судьбы.